Психологическая готовность

План работы педагога-психолога по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ на 2018-2019 учебный год.

                                            

 

   

Утверждён директором

НОЧУ СОШ «Юджин-Центр»

Т.Д. Ступеньковой

Приказ №__________________

от___________________2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

педагога-психолога

по подготовке выпускников

к ЕГЭ и ОГЭ

на 2018-2019 учебный год

 

Пояснительная записка

 

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭкак форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

При разработке программы "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ" мы опирались на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классы к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н. Разработанная нами программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ОГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену.

Методы и техники, используемые в занятиях:

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Телесно-ориентированные техники.

Диагностические методики

Задачи:

  1. Повышение сопротивляемости стрессу.
  2. Отработка навыков поведения на экзамене.
  3. Развитие уверенности в себе.
  4. Развитие коммуникативной компетентности.
  5. Развитие навыков самоконтроля.
  6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
  7. Обучение приемам эффективного запоминания
  8. Обучение методам работы с текстом.

Хронометраж занятий.

В целом каждое занятие рассчитано на 30 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Так как наполняемость классов обычно достаточно велика, то рекомендуется проведение занятий с подгруппами.

Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ЕГЭ:

  1. Снижение уровня тревожности.
  2. Развитие концентрации внимания.
  3. Развитие четкости и структурированности мышления.
  4. Повышение сопротивляемости стрессу.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ).

Календарно-тематическое планирование

 

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

Ответственные

1         

 

Работа с учащимися 9-11 классов

Диагностика.

 

1.Тест Филлипса,

2. Тест Спилберга

 

Выявление тревожности уровня выпускников.

 

ноябрь

Психолог

 

2

 

2.Тест «Стресс»

Анкета

 

Выявление уровня стресса у выпускников.

 

февраль

Психолог

 

3

 

3. Тест «Моральная устойчивость»

 

Выявление уровня моральной устойчивости.

декабрь

Психолог

 

 

 

4.Опросник «Итоги ЕГЭ»

 

Выявление уровня психологической готовности к ЕГЭ и ГИА

декабрь

Психолог

 

 

 

5. Тест «Угрожает ли вам нервный срыв?»

 

Выявление уровня нервного срыва

февраль

Психолог

 

4

Практическая работа

 

Подготовка методических рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ГИА

Дать рекомендации по подготовке к экзаменам

 

Декабрь

февраль

Психолог

 

5

Индивидуальные и групповые занятия

Знакомство

Формирование положительного настроя на работу

октябрь

Психолог

 

6

 

Как лучше подготовиться к занятиям

 

Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам

октябрь

Психолог

 

7

 

Поведение на экзамене

 

Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена

 

ноябрь

Психолог

 

8

 

Память и приемы запоминания

Знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти

ноябрь

Психолог 

 

 

9

 

Память и приемы запоминания

 

Обучение работе с текстами, отработка полученных навыков

Ноябрь

 

Психолог

 

10

 

Методы работы с текстами

 

Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам

декабрь

Психолог

 

11

 

«Планирование повторения учебного материала к экзамену»

Дать рекомендации по повторению учебного материала

декабрь

Психолог

 

12

 

«Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»

Сообщить об эффективных способах запоминания большого объема материала

 

январь

Психолог

 

13

 

«Способы саморегуляции в стрессовой ситуации»

Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации

февраль

Психолог

 

14

 

ЕГЭ и ГИА: угрозы и возможности.

Проектирование индивидуального маршрута для подготовки к экзаменам

ноябрь

Психолог

 

15

 

Сказка «Страус»

Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации;

Коррекция страхов.

февраль

 

16

 

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА.

Дать рекомендации по психологической подготовке к экзаменам

В течение года

Психолог

 

17

 

Тренинг

«Как сохранить спокойствие»

 

Дать рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.

март

Психолог

 

19

Диагностика

 

           

 

Сравнение результатов, полученных при диагностическом обследовании на первом и последнем этапах работы.

апрель

Психолог

 

 

 

 

20

Работа с родителями выпускников

Собрание «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ и ОГЭ».

«Как противостоять стрессу».

 

–        познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;

–        проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

октябрь

декабрь

февраль

Психолог

 

21

Консультация

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ, ГИА

Оказание помощи по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА

В течение года

Психолог

Педагоги

 

22

Работа с

учителями-предметниками

Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся

выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ, ГИА

В течение года

Психолог

Педагоги

 

 

 

23

Практическая работа

 

Подготовка методических рекомендаций учителям –

предметникам   по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА

–        дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам

 

 

ноябрь

Психолог

 

24

Работа с классными руководителями.

Совместный контроль подготовки к ЕГЭ, ГИА

Осуществлять контроль за учащимися по подготовке к экзаменам

 

В течение года

Психолог